7 задач паблик-арта
искусство решает: 7 задач паблик-арта
как размещение искусства в общественных пространствах меняет территории и их жителей

ОПЫТОМ ДЕЛИТСЯ

Юлия Бычкова

управляющий партнер арт-парка Никола-Ленивец и Бюро Никола-Ленивец, продюсер фестивалей «Архстояние», «Архстояние детское»

архитектор, продюсер культурных и художественных проектов

эксперт по развитию городских и природных территорий

руководитель и ведущий преподаватель школы никола-ленивца
что такое паблик-арт?
Это искусство, представленное в городской или природной среде, ориентированное на неподготовленного зрителя.

в отличие От привычных монументов правильно спродюсированный паблик-арт учитывает контекст места, в котором находится, и создает пространство для диалога с ним.

Кроме того, монументальное искусство в классическом понимании, как правило, фиксирует память об ушедшей эпохе, в то время как паблик-арт может обращаться и к прошлому, и к настоящему, и к будущему.
что такое паблик-арт?
Это искусство, представленное в городской или природной среде, ориентированное на неподготовленного зрителя.

в отличие От привычных монументов правильно спродюсированный паблик-арт учитывает контекст места, в котором находится, и создает пространство для диалога с ним.

Кроме того, монументальное искусство в классическом понимании, как правило, фиксирует память об ушедшей эпохе, в то время как паблик-арт может обращаться и к прошлому, и к настоящему, и к будущему.
7 задач паблик-арта
при правильной интеграции в окружающую среду паблик-арт становится не просто объектом искусства, но важным и эффективным социокультурным инструментом.

можно выделить 7 основных задач или путей влияния паблик-арта на городскую и природную территории.
1
Привлечение туристического потока
Арт-объект становится главной достопримечательностью, только из-за него едут смотреть это место.

Пример:
Первые объекты Николая Полисского в Никола-Ленивце, такие как «Снеговики» (2000) или «Маяк» (2004) заложили основу для развития арт-парка и фестиваля «архстояние», создав место притяжения для широкой аудитории.

еще одним символом парка и любимым объектом тысяч гостей стала появившаяся в 2008 году белоснежная «ротонда» александра бродского. и сейчас, спустя 15 лет, многие приезжают в никола-ленивец одним днем, чтобы открыть одну из ее скрипучих дверей, взобраться наверх и просто смотреть в небо.
2
Эстетизация городской среды
Арт-объект улучшает визуальное качество городской среды.

Пример:
В 2019 года команда Бюро Никола-Ленивец провела в Салехарде – единственном во всем мире городе, расположенном прямо на Северном полярном круге, – фестиваль новой городской культуры Arctic Urban Fest.

в рамках события в городе появился арт-объект художницы Ольги Лесниковой «Звездные сиги идут на Север», которому была назначена роль символа грядущей социокультурной активации региона. Художница взяла за основу архетипические образы Ямала – реки, пронизывающие эту землю, полярное сияние, любоваться на которое съезжаются туристы со всех концов света, и «живое серебро» сиговых рыб – нельмы, ряпушки и щокура.

так и произошло: «сиги» стали ярким акцентом в монотонной визуальной среде северного города и местной достопримечательностью.
кстати, этот пример показывает важность внимания к окружающей среде и горожанам: как мы видим, современное искусство, уважающее контекст, может прижиться даже в самых отдаленных уголках бескрайней России, где о нем прежде не слышали.
3
снижение преступности
Благодаря арт-объекту место приобретает другой, отличный от предыдущего статуса смысл, и перестает быть маргинальным.

Пример:
Работа Тимофея Ради «Все это не сон» (2019) в Выксе — красивая световая инсталляция среди деревьев. одновременно работа решает и вполне утилитарную задачу: подсвечивает участок лесопарка, который соединяет два жилых района.

В рамках фестиваля «Арт-Овраг» администрация города предложила команде Бюро Никола-Ленивца поработать со сложной территорией: до появления искусства это место считалось опасным, особенно в вечернее время. Ключевой пункт техзадания на арт-объект в Лесопосадке звучал так: «Надо пролить свет на гиблое место».

команда не подвела. «все это не сон» кардинально поменял ауру Лесопосадки, все прежние годы окутанную мрачным флером. горожане стали совершенно иначе воспринимать эту локацию. Художник побудил их по-новому взглянуть на город и на самих себя, продемонстрировал, что существуют альтернативные сценарии жизни.

Теперь в этом месте по вечерам собираются и местные жители, и туристы, а территория вокруг стала стремительно развиваться.
4
организация диалога городских сообществ
Паблик-арт становится поводом и платформой для диалога, когда он учитывает интересы и задачи разных городских сообществ и объединений. В процессе разработки арт-объекта и благодаря его появлению эти задачи решаются.

Пример:
в 2018 году в выксе на месте неприветливого пустыря появился арт-сквер с яркой площадкой для детей. новое пространство стало не просто очередным арт-объектом для картинок и публикаций, а очень важным поводом для изменения качества жизни.

почему?

Перед тем, как начать благоустройство сквера, приглашенное Юлией Бычковой и Антоном Кочуркиным бюро «Дружба» провело несколько сессий соучастного проектирования с местными жителями.

вместе с архитекторами взрослые размышляли о будущем, ценностях, которые они разделяют и хотят сохранить, а дети – представляли образ будущего пространства. Созданные макеты и эскизы легли в основу проекта сквера.

когда пришло время для разработки эскиза объекта Вместе с художником Романом Ермаковым, жители уже идентифицировали и с самим объектом, и с той философией, которую они в него вложили.

по прошествии нескольких лет горожане поддерживают объекты сквера, инициируют и проводят различные мероприятия, праздники и собрания, а также транслируют свой опыт реорганизации городской среды уже за пределами выксы.
5
формирование ответственного отношения горожан к среде обитания
Арт-объект выступает манифестом экологии, или устойчивого развития, или толерантного отношения к чему-либо. Речь, конечно, не идет о кардинальных решениях, а скорее о некой коммуникации, активистском заряде, который художник задает посредством своего произведения.

При этом важно, что для восприятия горожанами в качестве стимула к изменениям, произведение должно быть действительно укоренено в местном контексте.

Пример:
Уже несколько лет в рамках фестиваля «Арт-Овраг» в Выксе жители города под руководством художников и куратора Кати Бочевар создают коллективное мозаичное панно.

Оно сделано из отходов: стеклянных бутылок, которые в большом количестве выбрасывают. Все они повторяют природные цвета — воды, зелени, земли, — из-за чего работы сразу притягивают взгляды. Голубое стекло получается из бутылок водки «Озерная», зеленое из винных, коричневое — из пивных. а для синего, самое редкого, нужна тара из-под вина «Молоко любимой женщины».

в сборе материалов и создании мозаики участвует большинство горожан, превращая этот проект не только в экологически значимый, но и объединяющий РАЗЛИЧНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ.
6
тестирование новых технологий
В процессе создания арт-объекта создаются технологические инновации.

Пример:
продолжаем говорить про выксу — город, который благодаря искусству из депрессивного населенного пункта превратился в благоустроенный культурный центр, привлекающий художников, скульпторов, архитекторов и просто неравнодушных к современной культуре людей со всей России.

На фестивале «Арт-овраг 2018» в Выксе местный житель Андрей Матчин предложил объект «Бинарные часы». Поверхность скульптуры разбита на 60 световых сегментов, которые загораются по очереди, отсчитывая часы и минуты.

арт-объект отсылает к металлургической днк города и одновременно исследует феномен времени, для которого, прошлое, настоящее и будущее – единый и неделимый поток.

Технически сложная работа стала своеобразным вызовом для местных производств, тем самым подняв их на новый технологический уровень.
7
трансляция городской идентичности
Смысловым содержанием арт-объекта является местный известный топоним, или трансляция локального устойчивого мифа, или этот объект интерпретирует главную городскую достопримечательность.

Пример:
«Пермские ворота» (2005) Николая Полисского быстро стали одним из символов Перми, так как смогли уловить и совместить смыслы территории, важные для горожан.

как это получилось?

«Пермские ворота» – второй арт-объект «воротной» серии николая полисского (третий, кстати, встретит вас на въезде в никола-ленивец).

однако, при одинаковых габаритах, пермский арт-объект выглядит приземистее и массивнее лихоборского собрата. Все благодаря использованным стройматериалам: арка в Перми сконструирована из 5200 еловых бревен, хаотично скрепленных между собой.

выбор, конечно, не случаен: лихоборский объект сделан из орешника, населяющего подлесок реки лихоборки. в перми же основой объекта стал сплавной лес, столетиями двигавшийся по каме.
Я узнал, что когда-то лес сплавляли по Каме, и у меня родился образ, как структурированная масса леса из воды поднимается наружу и материализуется в хаотичную структуру. Поэтому и сделал «Пермские ворота» из грубой ели, которая структурирована в виде ворот. Выглядит все это как висящие в воздухе бревна, словно вознесшиеся из воды на небо.
николай полисский
художник, основатель арт-парка никола-ленивец
в заключение

В России нет федеральной программы поддержки паблик-арта, но такие проекты поддерживаются многими городскими администрациями и частными фондами. Процесс идёт во всех крупных городах, например в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Выксе, Перми и Самаре. Поэтому все причастные к развитию публичного искусства в России очень надеются, что со временем будет разработан и единый федеральный регламент.

как и зачем строить рай на земле?
В Школе Никола-Ленивца на онлайн-курсе «как и зачем строить рай на земле?» мы учим создавать эффектные и эффективные проекты от паблик-арта и инсталляций до фестивалей, просветительских программ и арт-резиденций.
как и зачем строить рай на земле?
В Школе Никола-Ленивца на онлайн-курсе «как и зачем строить рай на земле?» мы учим создавать эффектные и эффективные проекты от паблик-арта и инсталляций до фестивалей, просветительских программ и арт-резиденций.
сколько стоит культурный проект?
узнайте на новом вебинаре Юлии бычковой и школы никола-ленивца.

25 сентября
19:00 по мск.
сколько стоит культурный проект?
узнайте на новом вебинаре Юлии бычковой и школы никола-ленивца.

25 сентября
19:00 по мск.